Премия «Автомобиль года в России» за 22 года своего существования прошла путь от локального проекта до события национального масштаба. Это крупнейший автомобильный медиаисследовательский проект в нашей стране, в основе которого изучение автомобильных предпочтений потребителей на российском рынке.
Автомобиль года в России: начало
Идея конкурса родилась в конце 1990-х годов. Именно тогда редколлегия одного из автомобильных журналов задумалась о поиске оптимальной формы диалога между покупателями и производителями. Предпочтение было отдано концепции виртуального круглого стола, за которым представители автобизнеса и их клиенты при содействии средств массовой информации могли бы открыто обмениваться мнениями. Вскоре был определен и приоритетный формат: голосование читателей за лучший из числа официально представленных на российском рынке автомобиль в каждом классе. Правильность выбранного пути была подтверждена поддержкой, которую премия получила от авторитетной ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Уже после первого всеобщего голосования, состоявшегося в конце 2000 ‒ начале 2001 года, не осталось сомнений, что конкурс востребован и его ждет большое будущее.
Однако тогда, более 10 лет назад, это будущее только предстояло построить, и организаторы принялись за кропотливую работу. Диапазон способов голосования постепенно расширялся: если раньше основным источником голосов были печатные анкеты, то впоследствии стали активно использоваться современные средства коммуникации: Интернет, СМС-сообщения и система платежных терминалов QIWI.
Как проголосовать за автомобиль года
На данный момент основной площадкой голосования является официальный сайт, на котором размещена информация, необходимая для взвешенного и максимально объективного выбора. За историю проекта количество голосующих возросло примерно в 1000 раз и составляет сегодня более 1 млн граждан, проживающих в 5000 населенных пунктах нашей страны.
Увеличилось и число автомобилей-номинантов. Это закономерная реакция на изменение рынка, как количественное, так и качественное. В конце 1990-х годов объем продаж новых иномарок в России не превышал 50 тысяч штук в год, и в каталоге конкурса было заявлено семь классов. Сейчас цифра продаж ушла далеко за миллион, а в каталоге значатся уже 23 класса, а также ряд специальных номинаций: «Новинка года», «Любимая марка» и «Гибриды и электрокары». По устоявшейся традиции среди участников голосования проводится огромное количество конкурсов с ценными призами, но главный приз каждого сезона неизменен ‒ это автомобиль!
За историю премии победителям было вручено более 20 автомобилей.
Народная премия
Надо сказать, что «Автомобиль года в России» принципиально отличается от большинства аналогичных премий, существующих в мире. Такие знаменитые конкурсы, как European Car of the Year, North American Car of the Year и World Car of the Year, ‒ сугубо профессиональные мероприятия, в рамках которых жюри, состоящее из экспертов и журналистов, оценивает автомобили по определенному набору критериев. Цель подобных конкурсов ‒ выбор одной лучшей модели, что, безусловно, ценно для производителя, но вряд ли полезно для покупателя, имеющего собственные предпочтения, доводы и пожелания.
Другое дело ‒ потребительская, народная премия, которую лауреатам присуждают обычные люди, руководствующиеся не только рациональными соображениями. Такова Die Besten Autos, учрежденная изданием Auto Motor und Sport еще в далеком 1976 году. По ее регламенту машину-чемпиона в том или ином классе объявляют потребители, и этим немецкий конкурс похож на российский, однако голосующих там на порядок меньше. Таким образом, «Автомобиль года в России» можно по праву назвать самой масштабной потребительской премией в мировой автомобильной индустрии.
Сегодня «Автомобиль года в России» обладает статусом самой масштабной автомобильной премии в нашей стране, пользующейся уважением бизнес-сообщества и потребителей. Это по-настоящему уникальный продукт с богатой историей и в то же время эффективный маркетинговый инструмент для изучения общественного мнения. Каждый принимающий участие в выборе знает, что от его голоса зависит результат. Сведения, которые мы получаем от вас, поистине бесценны, поскольку они не только влияют на итоги конкурса, но и служат уникальным источником объективной информации о тенденциях на автомобильном рынке. Данные передаются в независимую исследовательскую компанию Ipsos, где, во-первых, подводят итоги голосования, а во-вторых, анализируют развернутые анкеты, заполненные голосующими на сайте премии. В результате складывается как количественная, так и качественная оценка ответов, поступивших от респондентов, то есть выявляется тот самый маркетинговый срез, который необходим для прогнозирования направлений развития рынка в краткосрочной и среднесрочной перспективах.
Выбор лучших в своих классах автомобилей проводится в формате online-голосования на нашем сайте, в нем принимает участие более миллиона человек со всей России. Каталог голосования включает в себя все официально продаваемые автомобили на рынке с краткими техническими характеристиками, ценами и другой полезной информацией.
Претендовать на призы может каждый житель нашей страны в возрасте от 18 лет. Нужно лишь создать «Личный кабинет» на нашем сайте и проголосовать за свои любимые автомобили в том или ином классе.
Также 1 ноября стартовало всероссийское голосование «Рейтинги Авто Года ‒ 2022». Это традиционные сегменты голосования, где участникам предстоит составить топ автомобилей в категориях «Семейный», «Надежный», «Современный», «Многоцелевой» автомобиль, а также «Гибриды и электрокары». Свой выбор нужно будет основывать на множестве характеристик, таких как высокие эксплуатационные показатели машин, качество сборки, безопасность, практичность, вместительность и экономичность в использовании. В этом году голосование будет проходить в трех категориях: «Китайские авто», «Подержанные авто», «Новые авто».
Голосование в проекте «Рейтинги Авто Года» пройдет с 1 ноября 2022 года по 10 января 2023 года, после чего результаты исследования будут официально объявлены в рамках итоговой пресс-конференции. Обработку и анализ данных по итогам проведения опросов традиционно осуществит независимая исследовательская компания Ipsos. В результате исследования станет очевидной картина потребительских предпочтений, а автопроизводители получат важную информацию по наиболее значимым параметрам победивших автомобилей.
Фото: пресс-материалы.